Набережная Обводного канала 21, Санкт-Петербург
Повышение утильсбора отложено после народных протестов
В ситуации, беспрецедентной для последних лет, российские власти были вынуждены пойти на попятную в отношении одного из самых резонансных экономических решений. Повышение утилизационного сбора на импортные автомобили, которое должно было вступить в силу 1 ноября, официально отложено. Это решение стало прямым следствием массового недовольства автомобилистов, вылившегося на улицы крупных городов.
Информацию о возможной отсрочке подтвердил на высшем уровне. Первый вице-премьер Денис Мантуров дал поручение Минпромторгу представить предложение по переносу введения новых правил. Причиной было названо обращение общественных организаций и, что более важно, ситуация с машинами, уже находящимися в пути или на таможенной очистке.
«Я уже дал поручение Антону Андреевичу [Алиханову], Минпромторгу, рассмотреть возможность на предмет перенесения на месяц срока введения этого решения. Я уверен, что мы найдём оптимальный вариант», — заявил Мантуров, пообещав, что власти «не создадут сложности для населения».
Решение властей не было продиктовано внезапным осознанием экономической нецелесообразности. Как отмечают эксперты, к нему привел целый ряд острых практических проблем.
Коллапс логистики и таможни: На пограничных переходах и в таможенных службах возник хаос. Тысячи автолюбителей и перегонщиков, пытаясь успеть ввезти машины до подорожания, создали многокилометровые очереди. Система просто перестала справляться с таким валом.
Волна народного гнева: Ажиотаж и неразбериха быстро переросли в открытые акции протеста. Автомобилисты вышли на улицы Владивостока, Новосибирска и других городов. Эти «уличные выступления», пусть и локальные, продемонстрировали властям, что социальный лимит на непопулярные меры исчерпан.
«Минпромторг, видимо, в какой-то степени решил сделать такой небольшой шажок назад для того, чтобы просто немножечко вот эти страсти поубавить», — комментирует автомобильный эксперт Алексей Молчалов.
Важно понимать: отсрочка — это не отмена. Никто в правительстве не говорит о моратории на год или о пересмотре самой сути реформы. Эксперты единодушно расценивают этот шаг как «игру в поддавки» и политическую технологию.
«Мы просто настолько не привыкли, что власть хоть кого-то иногда слышит и делает хоть какой-то шаг назад, что даже такая победа многими воспринимается как победа», — отмечает Молчалов. — «Ты видишь, что где-то немножечко закипает, начинает крышку подпрыгивать, надо её приподнять, спустить давление, опять накрыть и пусть варится дальше».
Цель отсрочки — дать системе «переварить» уже находящиеся в транзите автомобили, снизить пиковую нагрузку и снять остроту социального напряжения. После этого, с высокой долей вероятности, новые правила все же будут введены.
На официальном уровне повышение утильсбора объясняется поддержкой отечественного автопрома. Однако в экспертном сообществе к этому аргументу относятся скептически.
«Утилизационный сбор, в принципе, когда с самого начала был задуман, было уже понятно, что это такой способ легального отъёма денег у населения», — считает Алексей Молчалов.
По мнению аналитиков, истинные причины кроются в другом:
Фискальное наполнение бюджета: На фоне растущих военных расходов и необходимости латать бюджетные дыры, правительство ищет любые более-менее легальные способы изъятия денег у населения. Автомобилисты, особенно ввозящие иномарки, представляют собой удобную и относительно платежеспособную целевую группу.
Ограничение импорта: В условиях санкций и проблем с валютой, государство заинтересовано в сокращении импортных потоков, в том числе и автомобильных. Заградительные пошлины и сборы — прямой способ этого добиться.
Стимулирование локализации: Повышение стоимости «серого» импорта вынуждает даже китайские бренды активнее локализовывать производство внутри России, что соответствует долгосрочным экономическим интересам Кремля.
Краткосрочная передышка не отменяет долгосрочных трендов.
Ажиотаж сместится на вторичный рынок. Понимая, что отсрочка временная, покупатели начнут активнее скупать мощные иномарки на вторичном рынке, что приведет к росту цен на подержанные автомобили.
Давление на логистику сохранится. Очереди на границах, вероятно, уменьшатся, но не исчезнут, так как у автолюбителей появился дополнительный месяц для ввоза.
Недоверие к власти усилится. Даже временная победа автомобилистов показала, что согласованные протесты могут давать результат. Это важный социальный сигнал, который может вдохновить другие группы недовольных.
Вывод: Отсрочка повышения утильсбора — это не победа разума над абсурдом, а вынужденный тактический маневр власти, столкнувшейся с непредвиденным сопротивлением. Это временная передышка, а не изменение курса. Автомобильный рынок и его участники должны использовать этот месяц не для эйфории, а для подготовки к новой, еще более жесткой реальности, которая неминуемо наступит после того, как правительство сочтет, что «давление спущено».
Популярные статьи
Новые статьи
Эксплуатация электромобилей