Набережная Обводного канала 21, Санкт-Петербург

Таможня потребовала миллионы с россиян за машины из Казахстана

ondi-9

Таможня против семей: как утильсбор превратили в инструмент произвола

Федеральная таможенная служба (ФТС) России оказалась в центре громкого скандала, который затрагивает десятки тысяч российских семей. Речь идет о внезапном пересмотре правил взимания утилизационного сбора для автомобилей, купленных в Казахстане, что привело к многомиллионным долгам для ничего не подозревавших граждан.

Предыстория проблемы

В прошлом году, на фоне изменений на автомобильном рынке, тысячи россиян обратили взгляд на восточного соседа – Казахстан. Там были развернуты сборочные производства популярных китайских марок, а утилизационный сбор был существенно ниже российского. Ориентируясь на более выгодные условия, около 30 000 российских семей приобрели там автомобили. Все сделки были оформлены по закону, машины были зарегистрированы в России как казахстанские, и таможня на тот момент не имела претензий.

«Письма счастья» с миллионными требованиями

Ситуация кардинально изменилась в этом году, когда на граждан обрушились так называемые «письма счастья» от ФТС. В них утверждается, что, поскольку на кузове автомобиля стоит маркировка о производстве в Китае, машина считается ввезенной из «третьей страны», а не произведенной в Казахстане. В результате владельцам было предписано доплатить утилизационный сбор, исчисляемый сотнями тысяч рублей, а также пени и штрафы. В сумме на каждую семью дополнительно более миллиона рублей.

Люди в недоумении: они действовали в правовом поле, предоставили все необходимые документы, которые были приняты теми же госорганами год назад. Теперь же правила изменились задним числом. Фактически, государство сначала разрешило, а затем решило наказать граждан за свое же решение.

Произвол под видом поддержки производителя

Сложившаяся практика выглядит как классический административный произвол. В Казахстане автомобили собираются из машинокомплектов, получают местные документы о происхождении и признаются казахстанскими. Россия, как участник Евразийского экономического союза (ЕАЭС), ранее также признавала их таковыми.

Теперь же ФТС, игнорируя суть процесса сборки, решила ориентироваться исключительно на маркировку на кузове. Такой подход вызывает вопрос: если автомобиль собран в Казахстане, имеет казахстанский VIN и все сертификаты, то как он может считаться китайским для целей утильсбора? Эксперты и пострадавшие расценивают это как попытку любой ценой пополнить бюджет за счет граждан, прикрываясь риторикой о «поддержке российского производителя».

Новая формула ФТС

С 1 мая 2025 года вступили в силу новые, настолько сложные правила расчета утилизационного сбора (УС) для машин из стран ЕАЭС, что в них, кажется, запутались даже сами таможенники. Результат — десятки тысяч собственников автомобилей казахстанской сборки (Hyundai, Kia, Skoda) получают от Федеральной таможенной службы (ФТС) многомиллионные требования об доплате. Ситуация обнажила абсурдную реальность: гражданин обязан сам рассчитать неподъемный платеж по формуле, о которой не знал, а государство сначала ставит машину на учет, а потом спустя годы заявляет: «Вы ошиблись, платите снова».

Разбор новой формулы: Утильсбор как налог на… всё

Новая формула, о которой сообщают профильные СМИ, — это не просто повышение ставки. Это фундаментальное изменение подхода. Утильсбор превратился в сложный гибридный платеж, компенсирующий государству все недополученные, по его мнению, доходы.

Формула выглядит так:
УС = УСед + Ктп + Кндс + Ка

Где:

  • УСед — базовая ставка утильсбора.

  • Ктп — доплата таможенной пошлины. Разница между пошлиной, рассчитанной от усредненной цены Минпромторга, и той, что была фактически уплачена.

  • Кндс — доплата НДС. Разница между НДС от цены Минпромторга и уплаченным НДС.

  • Ка — доплата акциза. Разница между акцизом по данным ОТТС и уплаченным акцизом.

Фактически, утильсбор теперь — это инструмент для взыскания разницы в фискальных платежах между «справедливой», по версии чиновников, ценой автомобиля и той, по которой его реально купили.

Как это работает на практике?

Представьте: россиянин купил в Казахстане Hyundai Tucson казахстанской сборки. На тот момент он честно заплатил все положенные пошлины и утильсбор по старым, понятным правилам. Таможня эти платежи приняла, ГИБДД на их основании поставила машину на учет. Казалось бы, все законно.

Но теперь приходит ФТС с новой формулой. Чиновники берут усредненную цену его модели из списка Минпромторга (которая может быть значительно выше реальной цены покупки) и пересчитывают, сколько бы он должен был заплатить пошлины, НДС и акциза. Разницу между этой гипотетической суммой и реально уплаченной они закладывают в новый утильсбор. Итог — требование доплатить сотни тысяч, а то и миллионы рублей.

Главный вопрос: а при чем здесь ГИБДД?

Возникает закономерный вопрос: как вообще эти 30 000 автомобилей оказались в свое время зарегистрированы? Ведь если утильсбор не оплачен полностью, таможня не должна выпускать товар.

Ответ парадоксален. Оказывается, по закону обязанность правильно рассчитать и оплатить утильсбор лежит на гражданине. Таможня лишь принимает платеж. Она не обязана проверять его корректность в момент оформления. Она может сделать это потом, спустя месяцы или годы, отправив требование о доплате. Получается, что государственная система сначала дала сбой, разрешив регистрацию, а теперь перекладывает финансовые последствия этого сбоя на граждан.

Вывод: Бюрократия против людей

Ситуация максимально бредовая - граждане купили автомобили Казахстанской сборки легально, а ФТС выдумала историю про VIN кузова и сделала авто китайской сборки, тогда вопрос почему Москвич считается отечественным? там даже шильдик китайского производства.

  1. Граждане становятся заложниками. Они купили машины легально, прошли все инстанции, а теперь оказались в роли должников.

  2. Правила меняются задним числом. ФТС применяет новую формулу к автомобилям, ввезенным до ее введения или в момент, когда информация о ней не была доступна.

  3. Крайний — всегда водитель.

Эта история — яркий пример того, как бюрократическая машина, создавая видимость защиты экономических интересов государства, на самом деле бьет по своим же гражданам, подрывая остатки доверия к системе.

Ключевые моменты:

  1. В чем проблема? Автомобили были собраны в Казахстане. При первоначальном ввозе владельцы уже оплатили коммерческий утилизационный сбор в размере от 667 000 до почти 2 млн рублей и получали электронные паспорта транспортных средств (ПТС), но теперь ФТС пересчитывает его по новой, более строгой формуле, требуя огромную доплату.

  2. Масштаб: Под угрозой оказались более 50 000 автовладельцев, которые ввезли такие машины за последние 2 года.

  3. Причина пересчета: ФТС объясняет это нарушением порядка применения формулы расчета сбора для автомобилей, ввозимых из стран-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС), к которым относится Казахстан.

  4. Последствия неуплаты:

    • На оплату долга дается всего 20 дней.

    • В противном случае ФТС может подать в суд, конфисковать автомобиль или аннулировать его электронный ПТС (паспорт транспортного средства).

Реальные истории

Андрей Губанов из Москвы в апреле 2024 года купил внедорожник Chevrolet казахстанской сборки и уплатил утильсбор в размере 1,23 млн рублей. Уже в октябре ему пришло письмо от ФТС с требованием доплатить ещё 3,5 млн рублей

Похожая ситуация у Виталия Новикова, который приобрёл два автобиля Шкода. Через год после покупки выяснилось, что ему нужно доплатить около 3 млн рублей за оба авто.

Сортировка по производителям

Другие статьи