Набережная Обводного канала 21, Санкт-Петербург
Таможня потребовала миллионы с россиян за машины из Казахстана
Таможня против семей: как утильсбор превратили в инструмент произвола
Федеральная таможенная служба (ФТС) России оказалась в центре громкого скандала, который затрагивает десятки тысяч российских семей. Речь идет о внезапном пересмотре правил взимания утилизационного сбора для автомобилей, купленных в Казахстане, что привело к многомиллионным долгам для ничего не подозревавших граждан.
Предыстория проблемы
В прошлом году, на фоне изменений на автомобильном рынке, тысячи россиян обратили взгляд на восточного соседа – Казахстан. Там были развернуты сборочные производства популярных китайских марок, а утилизационный сбор был существенно ниже российского. Ориентируясь на более выгодные условия, около 30 000 российских семей приобрели там автомобили. Все сделки были оформлены по закону, машины были зарегистрированы в России как казахстанские, и таможня на тот момент не имела претензий.
«Письма счастья» с миллионными требованиями
Ситуация кардинально изменилась в этом году, когда на граждан обрушились так называемые «письма счастья» от ФТС. В них утверждается, что, поскольку на кузове автомобиля стоит маркировка о производстве в Китае, машина считается ввезенной из «третьей страны», а не произведенной в Казахстане. В результате владельцам было предписано доплатить утилизационный сбор, исчисляемый сотнями тысяч рублей, а также пени и штрафы. В сумме на каждую семью дополнительно более миллиона рублей.
Люди в недоумении: они действовали в правовом поле, предоставили все необходимые документы, которые были приняты теми же госорганами год назад. Теперь же правила изменились задним числом. Фактически, государство сначала разрешило, а затем решило наказать граждан за свое же решение.
Произвол под видом поддержки производителя
Сложившаяся практика выглядит как классический административный произвол. В Казахстане автомобили собираются из машинокомплектов, получают местные документы о происхождении и признаются казахстанскими. Россия, как участник Евразийского экономического союза (ЕАЭС), ранее также признавала их таковыми.
Теперь же ФТС, игнорируя суть процесса сборки, решила ориентироваться исключительно на маркировку на кузове. Такой подход вызывает вопрос: если автомобиль собран в Казахстане, имеет казахстанский VIN и все сертификаты, то как он может считаться китайским для целей утильсбора? Эксперты и пострадавшие расценивают это как попытку любой ценой пополнить бюджет за счет граждан, прикрываясь риторикой о «поддержке российского производителя».

Андрей Губанов из Москвы в апреле 2024 года купил внедорожник Chevrolet казахстанской сборки и уплатил утильсбор в размере 1,23 млн рублей. Уже в октябре ему пришло письмо от ФТС с требованием доплатить ещё 3,5 млн рублей
Похожая ситуация у Виталия Новикова, который приобрёл два автобиля Шкода. Через год после покупки выяснилось, что ему нужно доплатить около 3 млн рублей за оба авто.
Популярные статьи
Новые статьи
Эксплуатация электромобилей