Набережная Обводного канала 21, Санкт-Петербург

Утильсбор с 1 декабря: новые правила расчёта для автовладельцев

ondi

  • Что произошло: Правительство РФ утвердило новые правила расчета утилизационного сбора для легковых автомобилей.

  • Дата вступления в силу: 1 декабря 2025 года.

  • Ключевое изменение: Методика расчета изменится. Базовая ставка теперь будет зависеть от типа и объема двигателя, а мощность (в л.с.) станет коэффициентом, который рассчитывается по прогрессивной шкале (чем выше мощность, тем выше коэффициент).

  • Льгота: Для граждан, ввозящих автомобили для личного пользования с мощностью до 160 л.с., сохранятся льготные коэффициенты.

  • Важный нюанс: Ограничение в 80 л.с. для электромобилей и гибридов.

 


Ключевые моменты из статьи

  1. Перенос даты: Изначально новые правила планировали ввести 1 ноября.

  2. Переходный период: Те, кто оплатит утильсбор до 1 декабря 2025 года, будут руководствоваться старыми правилами и новые изменения их не затронут.

  3. Общественная реакция: Предыдущая редакция документа, вынесенная на общественное обсуждение, вызвала значительный протест — за него проголосовало лишь 688 человек, а против — 131,5 тысячи.

Что это значит на практике?

  • Цель изменений: Новая система расчета, привязанная к мощности по прогрессивной шкале, делает ввоз более мощных и качественных автомобилей почти не доступным для большей части населения страны.

  • Для кого выгодно: Для автовладельцев, ввозящих машины с двигателем мощностью до 160 л.с., ситуация принципиально не ухудшится благодаря сохраненным льготам.

  • Для кого дороже: Владельцам мощных автомобилей (свыше 160 л.с.) придется платить повышенный сбор.

Итог: С 1 декабря 2025 года в России вступают в силу новые правила расчета утильсбора, которые делают налог более дифференцированным и увеличивают нагрузку на владельцев мощных автомобилей. Гражданам, планирующим ввоз автомобиля, следует поторопиться с оплатой сбора до 1 декабря, чтобы попасть под старые, более предсказуемые правила.

Космические коэффициенты

Если сегодня владелец трёх-пятилетней иномарки с двигателем 3.0–3.5 литра и мощностью 300+ л.с. платит утильсбор в районе 200–300 тысяч рублей, то с 1 декабря эта сумма вырастит до 3–3,5 миллионов рублей. Более того, уже с 1 января 2026 года ставки могут вырасти ещё сильнее. То есть даже декабрьская отсрочка — лишь краткосрочное облегчение перед новым ударом.

Стоимость утиля по мощности ДВС от 1 до 2 литров, таблица 1:

 

Мощность л.с 2025 2026
0-3 года 3-5 лет 0-3 года 3-5 лет
157,7 - 187,26 750 000 1 244 000 900 000 1 042 800
187,27 - 216,8 794 000 1 320 000 952 800 1 584 000
216,8 - 246,39 842 000 1 398 000 1 010 400 1 677 600
246,4 - 275,95 952 000 1 532 000 1 142 400 1 838 400
278 - 305,52 1 076 000 1 676 000 1 291 200 2 011 200
305,53 - 335,09 1 216 000 1 836 000 1 459 200 2 203 200
335,1 - 364,65 1 386 000 2 010 000 1 663 200 2 412 000
364,66 - 394,22 1 580 000 2 200 000 1 896 000 2 640 000
394,23 - 423,78 1 800 000 2 410 000 2 160 000 2 892 000
423,79 - 453,36 2 054 000 2 640 000 2 468 000 3 168 000
453,37 - 492,78 2 340 000 2 860 000 2 808 000 3 468 000
Свыше 492,79 2 668 000 3 164 000 3 201 600 3 796 800

 

Таблица 2: до 3 литров

 

Мощность л.с 2025 2026
0-3 года 3-5 лет 0-3 года 3-5 лет
157,7 - 187,26 1 972 200 2 880 000 2 306 800 3 456 000
187,27 - 216,8 1 970 000 2 918 000 2 364 000 3 501 600
216,8 - 246,39 2 002 000 2 960 000 2 402 400 3 552 000
246,4 - 275,95 2 100 000 3 050 000 2 520 000 3 660 000
276 - 305,52 2 184 000 3 142 000 2 620 800 3 770 400
305,53 - 335,09 2 272 000 3 228 000 2 726 400 3 873 600
335,1 - 364,65 2 362 000 3 318 000 2 834 400 3 981 600
364,66 - 394,22 2 458 000 3 412 000 2 949 600 4 094 400
394,23 - 423,78 2 556 000 3 508 000 3 067 200 4 209 600
423,79 - 453,36 2 658 000 3 606 000 3 189 600 4 327 200
453,37 - 492,78 2 764 000 3 706 000 3 316 800 4 447 200
Свыше 492,79 2 874 000 3 810 000 3 448 800 4 572 000

Таблица 3: до 3.5 литров

 

Мощность л.с 2025 2026
0 - 3 года 3 - 5 лет 0 - 3 года 3 - 5 лет
157,7 - 187,26 2 196 000 3 334 000 2 635 200 4 000 800
187,27 - 216,8 2 240 000 3 370 000 2 688 000 4 044 000
216,8 - 246,89 2 286 000 3 406 000 2 743 200 4 087 200
246,4 - 275,95 2 342 000 3 456 000 2 810 400 4 144 800
270 - 305,52 2 420 000 3 540 000 2 880 000 4 248 000
305,35 - 335,90 2 532 000 3 630 000 3 038 400 4 356 000
335,1 - 364,65 2 672 000 3 738 000 3 206 400 4 485 600
364,66 - 394,22 2 820 000 3 850 000 3 384 000 4 620 000
394,23 - 423,78 2 974 000 3 966 000 3 568 800 4 759 200
423,79 - 453,36 3 138 000 4 084 000 3 765 600 4 900 800
453,37 - 492,78 3 310 000 4 208 000 3 972 000 5 049 600
Свыше 492,79 3 492 000 4 334 000 4 190 400 5 200 800

Таблица 4: свыше 3.5 литра

 

Мощность л.с 2025 2026
0-3 года 3-5 лет 0-3 года 3-5 лет
157,7 - 187,26 2 788 000 3 658 000 3 345 600 4 389 600
187,27 - 216,8 2 836 000 3 714 000 3 403 200 4 456 800
216,8 - 246,39 2 884 000 3 770 000 3 460 800 4 524 000
246,4 - 275,95 2 942 000 3 856 000 3 530 400 4 627 200
276 - 305,52 3 000 000 3 944 000 3 600 000 4 732 800
305,53 - 335,09 3 106 000 4 160 000 3 727 200 4 992 000
335,1 - 364,65 3 214 600 4 390 000 3 857 600 5 268 000
364,66 - 394,22 3 348 000 4 632 000 4 017 600 5 558 400
394,23 - 423,78 3 444 000 4 886 000 4 132 800 5 863 200
423,79 - 453,36 3 564 000 5 156 000 4 276 800 6 187 200
453,37 - 492,78 3 688 000 5 440 000 4 425 600 6 528 000
Свыше 492,79 3 818 000 5 738 000 4 581 600 6 885 600

 

Все что до 160 л.с идет по льготному утильсбору, как и раньше 3 400 для новых и 5 200 для авто от 3 лет.

Каждый год с 1 января утиль будет индексироваться

Сводная таблица процентного роста ставок (относительно 2025 года)

В таблице ниже показано, на сколько процентов увеличатся ставки в 2026-2030 годах по сравнению с 2025 годом. Данные актуальны для всех категорий транспортных средств и всех мощностей.

 

Год Процент увеличения относительно 2025 года
2025 0% (базовый год)
2026 +20%
2027 +32%
2028 +45%
2029 +60%
2030 +76%

 


Подробное объяснение роста по годам

Методика расчета:

  • Базовый год: 2025

  • Формула: ((Ставка в целевом году - Ставка в 2025 году) / Ставка в 2025 году) * 100%

  • Для примера взята категория "187,27 - 216,8 л.с., возраст 3-5 лет" из таблицы для транспорта до 3,5 литров.

 

Динамика изменения ставок относительно 2025 года

2025 год - базовая ставка: 3 370 000

  • Уровень роста: 0% (базовый показатель)

2026 год - ставка: 4 044 000

  • Расчет роста: (4 044 000 - 3 370 000) ÷ 3 370 000 × 100%

  • Уровень роста: +20%

2027 год - ставка: 4 446 400

  • Расчет роста: (4 446 400 - 3 370 000) ÷ 3 370 000 × 100%

  • Уровень роста: +32%

2028 год - ставка: 4 893 200

  • Расчет роста: (4 893 200 - 3 370 000) ÷ 3 370 000 × 100%

  • Уровень роста: +45% (точное значение 45,2%)

2029 год - ставка: 5 382 600

  • Расчет роста: (5 382 600 - 3 370 000) ÷ 3 370 000 × 100%

  • Уровень роста: +60% (точное значение 59,8%)

2030 год - ставка: 5 920 800

  • Расчет роста: (5 920 800 - 3 370 000) ÷ 3 370 000 × 100%

  • Уровень роста: +76% (точное значение 75,7%)

 

Итог:
За период с 2025 по 2030 год ставки утильсбора демонстрируют постоянный и значительный рост. К 2030 году владельцы транспортных средств будут платить сбор, который в 1.76 раза (на 76%) превышает ставки 2025 года.

Экономические последствия: «срубил сук, на котором сидел»

Несмотря на заявленную цель — пополнение бюджета, — эксперты считают, что итог окажется обратным. Рынок автомобилей старше трёх лет, особенно мощных моделей (BMW, Mercedes, Audi), резко сократится. Люди просто перестанут их ввозить, поскольку оплата утильсбора станет экономически нецелесообразной. Утильсбор на авто старше трех лет еще выше чем на новые.

Ирония в том, что по данным Федеральной таможенной службы, 73% всех ввозимых в Россию автомобилей оформлены для личного пользования. Большинство из них — именно мощные модели. При умеренном коэффициенте (например, 10–15, или 200–400 тыс. рублей) поток остался бы стабильным, и бюджет получил бы устойчивый доход. Вместо этого власти выбрали краткосрочную меру, которая, скорее всего, приведёт к падению собираемости. Все у кого были деньги обновили авто до повышения утиля - буквально скупили все из Кореи и других ближайших стран, как во время апокалипса и теперь логично, что в 26 году по таможне будут кататься Перекати-поле вместо машин, а бюджет получит дырку от бублика.

Сортировка по производителям

Другие статьи