Набережная Обводного канала 21, Санкт-Петербург
Повышение утильсбора — стимулирует теневой импорт, бьет по среднему классу, снижает доходы бюджета
Повышение утилизационного сбора, вступившее в силу с 1 декабря 2024 года, стало не просто очередной болезненной мерой для автолюбителей и импортеров. Оно превратилось в политический и экономический манифест, вскрывший, по мнению ряда экспертов и депутатов, глубинные системные проблемы государственного управления. Ярче всего эту позицию озвучил депутат Госдумы Михаил Делягин, заявивший, что подобные решения граничат с государственной изменой. Его резкая критика — это не эмоциональный всплеск, а логичное следствие анализа той экономической политики, которая проводится в стране в последние годы.
Главный тезис Делягина заключается в том, что утилизационный сбор — это «протекционизм в условиях беспомощности». Власти, по его словам, пытаются защитить российского производителя, но делают это крайне неэффективно, словно «удаляя гланды через задний проход».
В чем заключается альтернатива? Прямое квотирование импорта. Однако, как отмечает депутат, чиновники боятся вводить квоты, так как это потребует прямой ответственности, сложных административных решений и открытой протекционистской позиции, которую придется отстаивать на международной арене. Вместо этого они придумывают «безумный утильсбор», который по своему эффекту почти запрещает легальный импорт, но создает плодородную почву для серых и откровенно криминальных схем.
Один из самых острых моментов в высказываниях Делягина — его прогноз о том, кто именно заполнит образовавшийся на рынке вакуум. Это не риторический вопрос, а констатация системной проблемы, основанной на предыдущем опыте.
Кормушка для избранных: Запретительные меры никогда не останавливают спрос, а лишь перенаправляют его в нелегальное русло, создавая сверхприбыли для тех, кто готов этот спрос удовлетворить. Делягин прямо заявляет, что завозить автомобили, минуя новый сбор, будут «уважаемые этнические группировки» с использованием казахстанских, армянских или иных «левых» номеров и схем растаможки.
«Берем с тех, у кого нет»: Он цитирует позицию правительства, озвученную министром финансов Силуановым: собирать дополнительные налоги с богатых — это «копейки» для бюджета, а по-настоящему наполнить казну можно за счет среднего класса. Этот класс, по словам депутата, — «уникальное сочетание» законопослушности и наличия хоть каких-то сбережений, которые можно «содрать». Утильсбор — идеальное олицетворение этой политики: он бьет именно по законопослушным гражданам и малому бизнесу, которые не могут уйти в тень.
Эффект Лаффера в действии: Повышение налога на прибыль с 20% до 25%, запланированное на 2025 год, — еще один пример такой короткосрочной и разрушительной политики. Экономическая теория (кривая Лаффера) давно доказала: при превышении определенного порога ставки налога его поступления начинают не расти, а падать. Делягин прогнозирует, что в этом году бюджет может недополучить до триллиона рублей по этому налогу именно из-за снижения деловой активности, ухудшения собираемости и оттока капитала. Изначально обещанное освобождение от налога на инвестиции было сведено на нет условием получения «специального разрешения», то есть, по сути, превратилось в инструмент административного произвола, а не стимулирования развития.
Когда последствия в виде обнищания населения, разрушения легального бизнеса, роста теневой экономики и коррупции становятся настолько очевидными и предсказуемыми, должно ли за ними следовать персональная ответственность?
Таким образом, скандал вокруг утильсбора — это лишь верхушка айсберга. Он обнажает глубокий системный кризис управления, при котором экономическая политика, по мнению критиков, работает не на развитие и укрепление России, а на обогащение узких коррупционных и криминальных групп и системную дестабилизацию ситуации внутри страны.
Популярные статьи
Новые статьи
Эксплуатация электромобилей