Утильсбор как инструмент стимулирования спроса: как власти одним заявлением разогнали рынок машин.
Статистика говорит сама за себя: россияне бросились скупать иномарки, как перед апокалипсисом. Импорт подержанных автомобилей из Южной Кореи в сентябре взлетел на 68%, а к концу года может достичь 100 тысяч штук, такую статистику привел известный автоэксперт и блогер Александр Шумский в своем телеграмм канале. Возникает резонный вопрос: а не является ли этот ажиотаж искусственно управляемым кризисом? Есть веские основания полагать, что паника вокруг утильсбора — это блестящий ход, чтобы решить несколько проблем разом.
Признаки управляемого кризиса
-
Информационная кампания. Резкие и многократные заявления высокопоставленных чиновников Минпромторга о грядущем кратном повышении сборов работают как самый эффективный рекламный триггер. Новость подается не как проект, а как почти решенный вопрос, не оставляя людям времени на раздумья. Создается эффект «последнего вагона».
-
Стимул для дилеров и импортеров. У многих игроков накопились значительные запасы автомобилей, ввезенных по старым, более низким ставкам. Ажиотаж позволяет им в сжатые сроки распродать эти склады, не просто избежав убытков, но и получив сверхприбыль на панических настроениях. Правительство, в свою очередь, получает одномоментный всплеск налоговых поступлений от этих продаж.
Что стоит за этой стратегией? «Пирамида выгод»
Если эта версия верна, то правительство убивает сразу нескольких зайцев:
-
Для бюджета: Массовая распродажа автомобилей — это миллиарды рублей, поступающие в казну в виде НДС, акцизов и таможенных платежей прямо сейчас, а не растянутые на месяцы. Это быстрый и эффективный способ пополнить казну в условиях дефицита.
-
Для дилеров и импортеров: Очистка складов от «старых» запасов и освобождение оборотных средств. Компании получают финансовую подушку для возможной перестройки бизнеса под новые реалии.
-
Для статистики: Искусственный всплеск продаж позволяет красиво отчитаться за IV квартал 2025 года, сгладив негативную годовую динамику.
А что будет после Нового года?
Когда ажиотаж схлынет, рынок ждет суровая реальность:
-
Обвал спроса. Большинство тех, кто хотел и мог купить машину, сделают это до конца года. В первом квартале 2026 года продажи импортных иномарок могут рухнуть до минимума.
-
Ценовой пузырь на вторичке. Распроданные сейчас по высоким ценам автомобили позже могут хлынуть на вторичный рынок, но их владельцы будут пытаться отбить свои затраты, что может ненадолго взвинтить цены и там.
-
Реальное повышение сборов. После того как рынок очистится от старых запасов, новое, уже реальное повышение утильсбора ударит по остаткам рынка, но уже не вызовет такого резонанса — главная задача будет уже выполнена.
Вывод
Версия об искусственном нагнетании паники выглядит крайне убедительно. Вместо того чтобы принять непопулярное решение, власти тянут, осталось всего две недели до 1 ноября, а у них "Конь не валялся" недавние заявление Владимира Ивина яркий тому пример - Минпромторг даже не смог объяснить ФТС свои же правила. Создали управляемый кризис, который выгоден всем ключевым игрокам — от бюджета до крупных импортеров. Это классическая тактика «шоковой терапии», где паника становится мощным инструментом экономического управления.
🔔 Депутаты активно включились в борьбу.
Запрос от КПРФ: После встречи министра промышленности и торговли Антона Алиханова с фракцией КПРФ, депутат Госдумы Алексей Корниенко направил официальный запрос в Минпромторг, требуя детального экономического обоснования повышения.
Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко высказалась 10 октября - «Очень острая ситуация, некорректная, то постановление правительства которое подготовлено на мой взгляд не решает в полной мере эту проблему» и попросила навести порядок. Эта оценка с самого верха политической системы означает, что документ признан некачественным и непригодным для реализации.
Депутат Нилов требует отсрочки:
Тысячи автомобилей, купленных по старым правилам, застряли в многокилометровых очередях на границах. Осознавая масштаб надвигающегося кризиса, депутат Госдумы Ярослав Нилов вышел с конкретным предложением: дать отсрочку тем, кто уже заказал авто из-за рубежа, но не успевает растаможить до 1 ноября.
Обращение к премьеру: Не добившись внятных ответов от Минпромторга, перенесли вопрос на уровень главы правительства, требуя его личного вмешательства для разрешения кризиса.