Набережная Обводного канала 21, Санкт-Петербург

Выгодная паника: Правительство намеренно раздувает ажиотаж вокруг утильсбора, чтобы очистить склады?

ondi-2

Утильсбор как инструмент стимулирования спроса: как власти одним заявлением разогнали рынок машин.

Статистика говорит сама за себя: россияне бросились скупать иномарки, как перед апокалипсисом. Импорт подержанных автомобилей из Южной Кореи в сентябре взлетел на 68%, а к концу года может достичь 100 тысяч штук, такую статистику привел известный автоэксперт и блогер Александр Шумский в своем телеграмм канале. Возникает резонный вопрос: а не является ли этот ажиотаж искусственно управляемым кризисом? Есть веские основания полагать, что паника вокруг утильсбора — это блестящий ход, чтобы решить несколько проблем разом.

Признаки управляемого кризиса

  1. Информационная кампания. Резкие и многократные заявления высокопоставленных чиновников Минпромторга о грядущем кратном повышении сборов работают как самый эффективный рекламный триггер. Новость подается не как проект, а как почти решенный вопрос, не оставляя людям времени на раздумья. Создается эффект «последнего вагона».

  2. Стимул для дилеров и импортеров. У многих игроков накопились значительные запасы автомобилей, ввезенных по старым, более низким ставкам. Ажиотаж позволяет им в сжатые сроки распродать эти склады, не просто избежав убытков, но и получив сверхприбыль на панических настроениях. Правительство, в свою очередь, получает одномоментный всплеск налоговых поступлений от этих продаж.

Что стоит за этой стратегией? «Пирамида выгод»

Если эта версия верна, то правительство убивает сразу нескольких зайцев:

  • Для бюджета: Массовая распродажа автомобилей — это миллиарды рублей, поступающие в казну в виде НДС, акцизов и таможенных платежей прямо сейчас, а не растянутые на месяцы. Это быстрый и эффективный способ пополнить казну в условиях дефицита.

  • Для дилеров и импортеров: Очистка складов от «старых» запасов и освобождение оборотных средств. Компании получают финансовую подушку для возможной перестройки бизнеса под новые реалии.

  • Для статистики: Искусственный всплеск продаж позволяет красиво отчитаться за IV квартал 2025 года, сгладив негативную годовую динамику.

А что будет после Нового года?

Когда ажиотаж схлынет, рынок ждет суровая реальность:

  1. Обвал спроса. Большинство тех, кто хотел и мог купить машину, сделают это до конца года. В первом квартале 2026 года продажи импортных иномарок могут рухнуть до минимума.

  2. Ценовой пузырь на вторичке. Распроданные сейчас по высоким ценам автомобили позже могут хлынуть на вторичный рынок, но их владельцы будут пытаться отбить свои затраты, что может ненадолго взвинтить цены и там.

  3. Реальное повышение сборов. После того как рынок очистится от старых запасов, новое, уже реальное повышение утильсбора ударит по остаткам рынка, но уже не вызовет такого резонанса — главная задача будет уже выполнена.

Вывод

Версия об искусственном нагнетании паники выглядит крайне убедительно. Вместо того чтобы принять непопулярное решение, власти тянут, осталось всего две недели до 1 ноября, а у них "Конь не валялся" недавние заявление Владимира Ивина яркий тому пример - Минпромторг даже не смог объяснить ФТС свои же правила. Создали управляемый кризис, который выгоден всем ключевым игрокам — от бюджета до крупных импортеров. Это классическая тактика «шоковой терапии», где паника становится мощным инструментом экономического управления.

🔔 Депутаты активно включились в борьбу.

Запрос от КПРФ: После встречи министра промышленности и торговли Антона Алиханова с фракцией КПРФ, депутат Госдумы Алексей Корниенко направил официальный запрос в Минпромторг, требуя детального экономического обоснования повышения.

Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко высказалась 10 октября - «Очень острая ситуация, некорректная, то постановление правительства которое подготовлено на мой взгляд не решает в полной мере эту проблему» и попросила навести порядок. Эта оценка с самого верха политической системы означает, что документ признан некачественным и непригодным для реализации.

Депутат Нилов требует отсрочки:
Тысячи автомобилей, купленных по старым правилам, застряли в многокилометровых очередях на границах. Осознавая масштаб надвигающегося кризиса, депутат Госдумы Ярослав Нилов вышел с конкретным предложением: дать отсрочку тем, кто уже заказал авто из-за рубежа, но не успевает растаможить до 1 ноября.

Обращение к премьеру: Не добившись внятных ответов от Минпромторга, перенесли вопрос на уровень главы правительства, требуя его личного вмешательства для разрешения кризиса.

Сортировка по производителям

Другие статьи