Набережная Обводного канала 21, Санкт-Петербург
Новый Утилизационный Сбор в России для Физ лиц (осень 2025)
С начала 2025 года российский автомобильный рынок переживает очередной виток регулирования — существенное повышение ставок утилизационного сбора дало прямо противоположный эффект от запланированного. Вместо увеличения бюджетных поступлений и поддержки отечественных автопроизводителей, страна столкнулась с падением продаж и сокращением доходов.
Уже в конце мая глава Минпромторга Антон Алиханов признал: бюджет в 2025 году недополучит 200 миллиардов рублей от утильсбора. К июню в правительстве начали активно обсуждать необходимость корректировки механизма сбора. Что пошло не так?
Утилизационный сбор — уникальный инструмент российской экономической политики, введенный при вступлении в ВТО. Официально он компенсирует будущие расходы на утилизацию автомобилей, но фактически стал дополнением к таможенным пошлинам.
Когда ВТО потребовала снижения пошлин на иномарки, власти нашли выход: снизили пошлины, но ввели утильсбор. Таким образом, себестоимость иностранных автомобилей осталась прежней.
Формально сбор платят все участники рынка — и импортеры, и российские производители. Однако на практике государство компенсирует отечественным заводам часть средств в зависимости от уровня локализации. Автомобили, собранные полностью из российских комплектующих, получают 100% компенсацию.
С развитием ЕАЭС утильсбор превратился в инструмент регулирования внутреннего рынка. Машины, оформленные в союзных странах по более низким тарифам, при ввозе в Россию все равно облагаются полным утилизационным сбором.
В 2024 году власти утвердили четкий график ежегодной индексации утильсбора до 2030 года. С 1 января 2025 года ставки для электромобилей и гибридов при ввозе на юридическое лицо выросли с 32 600 до 667 400 рублей. С 1 января 2026 года планировался новый скачок до 800 800 рублей. Однако этот план может не осуществиться.
Результат оказался противоположным ожидаемому:
На фоне перенасыщения рынка импортеры не спешат завозить новые автомобили 2025 года — это помешало бы распродаже остатков. Соответственно, утильсбор поступает в бюджет в меньшем объеме, чем планировал Минпромторг.
Падение продаж затронуло даже отечественных производителей. АвтоВАЗ вынужден пересматривать планы продаж на 2025 год. Интересно, что именно АвтоВАЗ был одним из инициаторов повышения сбора, надеясь защитить себя от китайской конкуренции. Однако в краткосрочной перспективе эффект оказался противоположным.
Кроме того, компенсация утильсбора для отечественных производителей осуществляется с задержкой. АвтоВАЗ платит повышенный сбор с 1 января, но возвращает эти деньги спустя месяцы.
На стратегической сессии премьер-министра Михаила Мишустин прозвучали предложения по корректировке правил расчета утильсбора. Обсуждаются две ключевые идеи:
Рассмотрение изменений в формуле расчета утильсбора для физических и юридических лиц. Хотя формально разделение уже существует (льготный сбор 3 400 рублей для физлиц без права перепродажи), речь идет о пересмотре самой методики расчета. Это может привести к росту сбора для частных покупателей.
Переход от расчета по объему двигателя к расчету по лошадиным силам. Этот подход выгоден электромобилям и гибридам, поскольку их длительная мощность (развиваемая непрерывно в течение 30 минут) значительно ниже пиковых показателей. Электромобиль в 600 л.с. может быть оценен как 200-сильный, что теоретически снизит утильсбор.
Правительство обсуждает корректировку расчета утильсбора:
Разделение ставок для физлиц и юрлиц – сейчас физлица платят 3 400 руб. за ввоз без перепродажи, а юрлица – полную сумму (например, 667 400 руб. для электромобилей). Есть большой риск, что льготу для физлиц отменят или сократят.
Переход от объема двигателя к мощности (л.с.) – это выгодно электромобилям и гибридам, так как их "длительная мощность" (учитываемая при расчете) ниже пиковой.
Дальнейший рост цен – если утильсбор повысят, это ударит по покупателям.
Снижение импорта – китайские и другие иномарки могут стать менее доступными.
Поддержка российских автопроизводителей – но только если компенсации утильсбора будут поступать быстрее.
Планируемая стабильность утильсбора до 2030 года оказалась иллюзией. Уже в 2025 году можно ожидать первых корректировок. Российский автопром столкнулся с парадоксальной ситуацией: мера, призванная защитить отечественных производителей, временно ослабила их позиции.
Ситуация демонстрирует, что даже хорошо продуманные экономические механизмы требуют гибкости и адаптации к рыночной реальности. Ближайшие месяцы покажут, насколько успешно власти сумеют найти баланс между бюджетными поступлениями и устойчивостью автомобильного рынка.
Это интересно:
Глобальный рестайлинг Voyah Free, теперь с приставкой Plus
Lixiang ограничил поставки в России, теперь только по квотам и их мало
Популярные статьи
Новые статьи
Эксплуатация электромобилей